(050) 311-81-34

СИРЕНКО ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ

К вопросу о содержании понятия национальной идеи Украины

Исследование содержания любого понятия необходимо начинать с выяснения его структурных составляющих. В понятии национальная идея необходимо уяснить прежде всего, что такое идея, нация и социально-структурное состояние общества, которое может быть объединено конкретной национальной идеей. Исходя из определений толковых словарей, под «идеей» мы понимаем основную мысль, понятие, представление о предмете, в целом определяющее понятие, лежащее в основе системы взглядов, теоретической модели.1

Важнейшим определяющим понятием в содержании национальной идеи, является представление о нации. Национальная идея должна быть определяющим началом для всего общества, независимо от  моно или поли его национального состава.

Под нацией мы понимаем исторически возникший тип этноса, общность людей, характеризуемая такими признаками, как язык, территория, культура и быт, обычаи, религия, экономически связанная жизнь, психологический склад  и этническое самосознание, историческая память и разделяемый опыт других, форма общности, тесно связанная с государственностью и даже ассоциируемая с ней.2

Следует различать понятия политической и этнической нации. Понятие политической нации включает в себя все этносы, населяющие территорию данного государства. Понятие этнической нации включает в себя только людей конкретного этноса, который национально выделяется среди других этносов. В этой статье о содержании национальной идеи мы базируемся на понятии политическая нация, объединяющая все этносы Украины.

Важнейшей составляющей содержания национальной идеи является социальная структура общества, которая может, как противодействовать реализации национальной идеи, так и содействовать ее утверждению. Очень важным в данном вопросе является классовая структура общества. Со времен творчества английских политэкономов А. Смита и Д. Рикардо научно обосновано, что общество делится на классы, которые борются между собой за политическую власть, чтобы утвердить свое, прежде всего, экономическое господство.

Современная наука под классами понимает большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.3

Существенной особенностью любой социальной идеи, включая национальную, является ее органическая связь с социальными интересами. Ключевыми остаются замечания К. Маркса, что идея неизменно посрамляла себя, как только она отрывалась от интереса.

Социальный интерес является важнейшим наполнителем и определителем содержания национальной идеи. Под социальным интересом мы понимаем зависимость между необходимостью удовлетворения социальных потребностей и возможностью их удовлетворения через деятельность носителей социальных интересов.

Исходя из отмеченного, национальная идея в своем содержании должна объединять все социальные слои общества, классы, группы, страты и т.д. Под национальной идеей невозможно понимать частные, случайные, временные даже самые актуальные социальные проблемы. Национальная идея в своем содержании должна воспроизводить то общее начало, которое объединяет системно всю нацию, весь народ одной общей значимой и неизбежно жизненно важной целью. 

Нам представляется, что понятийно наиболее удачно сформулировал понятие национальной идеи для любой нации, для любого государственного образования русский писатель Александр Исаевич Солженицын. Он, в частности, указывал, что национальной идеей для любого этноса или политической нации является сохранение и приумножение народа. Именно сохранение и приумножение народа должно быть той жизнеутверждающей целью, которая подчиняет себе все текущие и перспективные задачи общества. Любая национальная идея, которая не преследует сохранение и приумножение народа, является паллиативной, временной и по существу абсурдной, фейковой, ибо без народа нет смысла в существовании национальной идеи. Сохранению и приумножению народа должно быть подчинено все производство, обмен, распределение и потребление национального продукта.

Сохранение и приумножение народа должно организационно и производственно обеспечиваться образованием, здравоохранением, культурой, наукой, национальной безопасностью, всеми направлениями деятельности общества. Конституция страны, текущее законодательство и все правовое регулирование должны соответствовать содержанию национальной идеи как высшему морально-этическому и организационному принципу жизнедеятельности и жизнеустройства нации и государства.

На наиболее значимые аспекты, решающим образом влияющие на содержание национальной идеи, обратим наше внимание.

Первейшей предпосылкой, условием сохранения приумножения народа является обеспечение мира и безопасности для всего населения страны. К сожалению, в настоящее время национал-либералы довели Украину до состояния войны между сепаратистами Донбасса и центральной властью Украины. Однако, эта локальная война хотя и тянется седьмой год, но неизбежно закончится. А необходимость обеспечения мира и безопасности Украины – это непрерывный, нескончаемый процесс, который должен обеспечиваться всей политикой укрепления государства и волей народа Украины. Следует постоянно держать во внимании то обстоятельство, что территория Украины расположена между Востоком и Западом, которые на протяжении тысячелетия противостоят друг другу. В этих условиях, примыкание Украины к одной из противоборствующих сторон является чрезвычайно опасным, так как любые военные действия между Западом и Востоком окажутся неизбежно задействованы на территории Украины. Любое предпочтение Украиной одной из воюющих сторон будет смертельно опасным и разрушительным для Украины. Не надо забывать и тот факт, что в Украине пять действующих атомных электростанций и пять гидроэлектростанций на равнинной реке. Разрушение любого из этих объектов, а в ходе военных действий это неизбежно, является катастрофически опасным для Украины с непоправимыми последствиями. В этой ситуации неизбежно напрашивается вывод, что обеспечение мира и безопасности в Украине, как условие сохранения и приумножения ее народа, является нейтральный внеблоковый статус Украины.

Национал-либералы, пользуясь своим большинством в парламенте, закрепили в Конституции Украины положение о том, что основным вектором внешней политики Украины является вступление Украины в НАТО. Думаю, это грубая, опасная, но к счастью поправимая ошибка, допущенная национал-либеральной политической элитой без согласия народа, ибо обещанный либералами референдум о вступлении Украины в НАТО, так и не состоялся. Стремление либералов втянуть Украину в НАТО, конституционно закрепили без выявления согласия народа. И теперь национальная идея, как сохранение и приумножение народа, обеспечение его мирного существования и безопасности, находится под постоянной угрозой втянуть Украину в разрушительную войну. Думаю, что будущее с точки зрения обеспечения мира и безопасности, как условие сохранения и приумножения народа Украины, неизбежно и неразрывно связано с нейтральным внеблоковым статусом нашего государства, народ которого обеспечит себе условия своего жизнеутверждения и приумножения. 

Следует обратить внимание на нестерпимую длительность конфликта между сепаратистами Донбасса и центральной властью. За семь лет  непрекращающегося вооруженного противостояния центральная власть Украины не удосужилась сесть за стол переговоров с сепаратистами, чтобы выяснить их требования, причины конфликта и условия прекращения вооруженного противостояния сторон. Сепаратизм – нередкое явление в политической жизни многих наций. Шотландия, Ирландия, Англия конфликтуют на почве сепаратизма. Испанское правительство и Каталония, Страна Басков, равно как и Канада с Квебеком также конфликтуют на почве сепаратизма. Можно назвать и примеры других стран. Но везде ведутся постоянные переговоры между правительством центральной власти конкретной страны и сепаратистами. Только в Украине с маниакально необъяснимым, тупым упрямством центральная власть отказывается вести переговоры с сепаратистами Луганска и Донецка. Видимо реально кому-то очень выгодно состояние войны в Украине, которое приносит отдельным субъектам гешефты и кэшбеки ценою человеческих жизней. Это категорически противоречит сохранению и приумножению народа как национальной идеи Украины.

Переговорный процесс с сепаратистами, несомненно, будет включать вопросы совместимости новейшего законодательства Украины в сферах декоммунизации, языка, образования, телевидения, люстрации и т.д. с принципами жизнеустройства на подконтрольных сепаратистам территориях. Это принципиально усложняет переговорный процесс и отдаляет предпосылку обеспечения сохранения и приумножения народа на всей территории Украины.

Особое внимание необходимо обратить на проблему бедности в Украине, как предпосылку невозможности обеспечения сохранения и приумножения народа. На это уже обратила внимание даже Организация Объединенных Наций. По всем статистическим показателям Украина является самой бедной страной Европы. Хотя в конце 80-х - в начале 90-х годов Украина входила в десятку самых развитых индустриально-аграрных стран Европы. 

Либералы в погоне за своим личным обогащением в буквальном смысле разграбили, разрушили Украину, доведя ее народ до бедности и нищеты. И теперь под влиянием западных наставников продолжают курс на окончательное разграбление и разрушение Украины. Важнейшим условием разрушения Украины, как индустриально-аграрной организованной системы, является умаление роли государства в жизни страны, вытеснение его из экономической и организационной структуры общества. 

В Украине бедность приобрела черты хронически воспроизводящегося процесса. Дети бедных родителей остаются бедными, а их дети воспроизводят процесс бедности дальше. Все социологические категории, посвященные изучению бедности, применимы в Украине, где имеется относительная и абсолютная бедность. Социологи выделяют три степени абсолютной бедности: нищета, нужда и необеспеченность. Нищета — это наиболее глубокая острая бедность, которая определяет уровень бедности людей, живущих ниже физиологического минимума. Нужда — это средняя бедность, охватывающая те группы населения, которым хватает средств только на удовлетворение простейших физиологических потребностей. Это те люди, доходы которых меньше официального прожиточного минимума, но больше его половины или двух третей. Верхнюю границу нужды определяет официальный прожиточный минимум, рассчитываемый министерством труда.

Необеспеченность — это уровень жизни, при котором удовлетворяются элементарные физиологические и социальные потребности, но более высокие потребности остаются неудовлетворенными. Здесь обеспечен прожиточный минимум, но нет достатка. То есть люди на низком уровне обеспечены едой, одеждой, отдыхом, лечением и ведут скромное существование. Под относительной бедностью понимается бедность отдельных групп, слоев населения, не обладающих достаточными доходами в сравнении с основной массой людей, с достигнутыми стандартами, принятыми в данном обществе. Относительная бедность показывает насколько один человек беднее в сравнении с другими людьми. Общим показателем относительной бедности является получение менее половины среднего дохода в данной стране. Социологи пишут, что индивид считается бедным даже тогда, когда ему хватает денег для физического выживания, но не хватает для поддержания приемлемого для данного общества стандарта жизни. В современном развитом обществе постоянно расширяется список тех потребностей, которые включаются в число жизненно необходимых. Сегодня человеку нужен автомобиль для того, чтобы отправиться на работу, сделать покупки в магазине или отвезти детей в школу. Ему необходим телевизор, поскольку телевизионные программы стали составной частью системы образования. Телефон, благодаря которому он устанавливает деловые и личные связи, ему нужен больше, чем предметы роскоши. Для разных случаев человеку нужна разная одежда, а не одна-единственная. Приглашение друзей к себе в гости и угощение является частью обязательного социального общения, а значит, и дополнительной потребностью. Таким образом, в благополучном обществе появился новый набор жизненно необходимых потребностей. То, что объективно необходимо человеку, что требуется и ожидается обществом, зависит, прежде всего, от данного общества. Именно эти обстоятельства определяют, что понимать под бедностью. Такова новая концепция бедности, отличительная черта которой заключается лишь в том, что повышается планка, ниже которой начинается бедность. Теперь в жизненный минимум включаются как физические, так и социальные потребности». Эти выводы социологов имеют важнейшее значение для теоретического и практического обоснования формирования и поддержания развития социального государства. 

Необходимо учитывать, что есть четыре уровня жизни населения: достаток, нормальный уровень, бедность и нищета. Достаток предполагает пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека. Нормальный уровень - рациональное потребление по научно обоснованным нормам, который обеспечивает человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил. Бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы. Нищета - минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека. Для глубокого представления о сущности социального государства, в том числе и в правовом и политологическом смысле, необходимо иметь четкое представление о многих других социологических категориях. В этом плане важнейшей социальной категорией является уровень жизни, под которым понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей.

Одной из задач социального государства является необходимость подтянуть бедных до приемлемого уровня. В социологии таким уровнем считается уровень приличествующей жизни, который ниже среднего, но не дает человеку опуститься на социальное дно.

Отмеченная социологическая характеристика бедности и ее понятийно-социальная структура позволяют заключить, что только искоренение бедности может быть предпосылкой реализации национальной идеи, как принципа приумножения и сохранения народа Украины. Однако, искоренение бедности – это не разовый акт государства, общества, а постоянный, непрерывный процесс повышения уровня благосостояния всех социальных слоев общества. И здесь, очевидно, только государство может быть тем неизбежным и решающим инструментом, способным обеспечить искоренение бедности в Украине. Ярким примером борьбы с бедностью и роли государства в этой борьбе является искоренение бедности в послевоенной Германии. Видный германский экономист Л. Эрлих, который провел реформы в послевоенной Германии, направленные на ликвидацию бедности, требовал, чтобы государство регулировало и категорически вмешивалось в процесс получения доходов гражданами, в уровень розничных цен на продукты питания и предметы первой необходимости. Принцип постоянства цен на предметы первой необходимости и продукты питания Л. Эрлих требовал включить даже в конституцию страны. В кризисные периоды развития общества только государство способно вывести общество из состояния депрессии и упадка на путь прогрессивного развития. Поэтому умаление роли государства в экономической и общественной жизни, которое совершается нашими либералами и либертарианцами являются наиболее опасной и вредной для национальной идеи тенденцией. Лишая государство общественной собственности, материальных возможностей влияния на общественные процессы, мы лишаем возможности конкретных граждан получить реальную помощь от государства. Особенно вредным и несовместимым с реализацией национальной идеи является тотальная всеохватывающая приватизация государственной собственности – общего достояния народа Украины. Разгосударствление собственности должно иметь свои пределы, которые ориентировочно могут быть определены как принцип, состоящий в том, что все объекты собственности, приносящие доход в бюджет государства, должны оставаться во владении государства.

Государственная собственность, как общее достояние народа Украины, сокращена до 15% общей собственности. Приватизация ничем не оправданная, разорительна.

Вследствие государственного переворота 1991 года народ Украины очень подло и хитро обокрали. Обокрали так, что абсолютное число граждан до сих пор не может понять, что у них отобрали источники их жизни, благосостояния, стабильности, основу уверенности в обеспеченном будущем детей и внуков. Афера, осуществленная под видом "народной приватизации" общенародного достояния, привела к распределению накопленной за десятилетия общенациональной собственности в пользу "вождей" номенклатуры и теневого капитала в ущерб интересам миллионов граждан Украины. Накопление собственности в руках бывшей номенклатуры и теневиков, а теперь и правящей олигархии, происходило не за счет создания новой стоимости, а путем перераспределения ранее созданного трудом всего народа национального богатства, фактического принудительного изъятия общенародного достояния.

Идеологи либеральной приватизации в своих интересах трактовали государственную собственность как ничейную, бесхозную, которую можно делить, не нарушая ничьих прав.

Они забыли, вернее не захотели принимать во внимание простую истину, состоящую в том, что любое отторжение, присвоение общего достояния народа отдельным лицом или группой лиц есть отчуждение прав на него со стороны всех остальных граждан, явно затрагивающее их законные интересы. Либералы вкупе с партийными предателями-номенклатурщиками и ворами-теневиками совершили грязное, дерзкое по своему характеру и последствиям преступление - отняли у народа и присвоили себе кормившую народ собственность – общее достояние народа, нажитое совместно на протяжении столетий. Каждый гражданин Украины, испытывающий нужду и бедность в устройстве своей жизни, должен знать, что виноваты в этом те, кто отнял у гражданина его собственность – общее всенародное достояние.

В базовых объектах госсобственности, приватизированных отдельными лицами, есть частица, юридически принадлежащая каждому гражданину Украины. Вся теория и практика приватизации говорит о ее грабительском характере в интересах предавшей свой народ партийной номенклатуры, дорвавшейся, как голодные вороны, до народной собственности и незаконно присвоившей себе самые прибыльные объекты общего достояния народа.

Во время переворота 1991 г. юридически никто не имел права издавать законы, посягающие на общегосударственную собственность, потому что согласно Конституции СССР и УССР она была общим достоянием народа. В этом вся нелегальность и нелегитимность состоявшейся приватизации. Ведь никто не может присвоить себе общий колодец или общий луг, берег реки, лес и прочее. В том то и дело, что социалистическая собственность по своей природе есть общее достояние народа, и она не может быть поделена между частными лицами без согласия подавляющего большинства народа.

Не депутаты парламента вольны решать судьбу общего достояния всех граждан страны, а только сам народ на "решающем", а не "консультативном" референдуме. В отличие от социалистической буржуазная собственность по своей природе, изначально в процессе формирования является частнокапиталистической. Она не наживается всем народом, всем миром, а наживается частными лицами, а потому в интересах общества через закон парламента может подвергаться и национализации, и приватизации.

Пользу от капиталистической собственности извлекают прежде всего частные лица, даже если она носит публичный характер.

Социалистическая собственность наживается и приумножается всем народом, всем обществом, и весь народ извлекает из нее пользу. Каждый гражданин, посылая ребенка в детсад или пионерлагерь, получая жилье, оплачивая коммунальные услуги, покупая товары первой необходимости или продукты питания, обучая детей, пользуясь транспортом, услугами медицины и т.д., в условиях социализма платит меньше их реальной стоимости за счет общего достояния народа.

В этом глубокая разница между буржуазной и социалистической собственностью. Общее достояние народа в равной мере служит, дает пользу всем гражданам страны - от младенца до старика, поэтому отбирать его у народа и раздавать частным лицам под видом "народной приватизации" есть кощунство, воровство, грешное, окаянное дело, ущемляющее интересы каждого гражданина страны. Организаторы преступной приватизации прекрасно осознавали, что они совершают великое зло для своего народа, однако их личный частнособственнический интерес погасил в них и совесть, и страх, и законопослушность, и подтолкнул их к грабежу собственного народа.

В результате промышленность, сельское хозяйство, вся инфраструктура Украины - в глубоком кризисе, на уровне послевоенной разрухи. Правительство пишет программы борьбы с бедностью и коррупцией, народ тихо вымирает, а горстка богачей, грызущих общенародное достояние, сказочно обогащается, присваивая себе на миллиарды долларов и евро общенародного добра. Думаю, так долго продолжаться не может, ибо это незаконно, несправедливо и социально-экономически тупиковый путь воспроизводства жизни в Украине.

Вся практика реформ показала, что за пятнадцать лет ни приватизация, ни рынок, ни конкуренция не способны обеспечить материальный, социальный и культурный достаток подавляющему большинству населения Украины. А причина одна: порядок, форма и результат распределения собственности в Украине - не справедливы.

В настоящее время, в результате незаконной приватизации собственность в Украине поделена примерно в таком соотношении: 15% собственности принадлежит еще государству, 20% -девяносто процентам населения Украины, а 75 % - частным крупным собственникам, составляющим не более 200 - 300 семей.

При этом надо принимать во внимание, что собственность, принадлежащая населению в виде квартир, авто, дач, участков земли, практически мало дает дохода, а требует затрат, потому что она называется собственностью сферы потребления, а не сферы производства. А собственность на средства производства, приносящая прибыль, находится в руках государства и больше половины всей собственности - в руках крупных частных владельцев. Из всего ВВП в бюджет поступает 27% средств. Следовательно, крупные частные собственники присваивают 73% материальных благ от ВВП.

Богачи-нувориши буквально "доят" общее достояние народа Украины в соотношении: им – 73%, всему населению – 27%. Это при том, что крупных собственников вместе с семьями несколько тысяч, а населения - миллионы. Может ли Украина при таком соотношении собственности и порядка распределения пользы от нее выйти из системного кризиса, в который ее завели и ведут дальше реформаторы-либералы? Здравый смысл и вся практика капиталистического производства в странах Латинской Америки, Африки, Азии, а теперь и постсоциалистической Европы твердо подсказывает - не может. Так что же делать?

Ответ лежит на поверхности. Надо снова перераспределить собственность. Вернуть в общее достояние народа все базовые отрасли, которые наполняют бюджет промышленности: природные ресурсы, морские и речные прибрежные зоны, нефть и ее переработку, газ, энергетику, связь, транспорт (железнодорожный, авиа), трубопроводы, добычу полезных ископаемых, металлургию, машиностроение, химию, производство ликеро-водочных и табачных изделий. При этом речь не идет о национализации квартир, дач, приусадебных участков и других объектов личной собственности граждан.

Особый разговор о земле. Земля есть общенародное достояние, данное народу самой природой. Она достается в результате борьбы всего народа с другими народами на протяжении столетий. Поэтому в частном порядке поделить землю между частью населения - чистое безумие. Земля должна на праве собственности принадлежать всем как "общее достояние" и передаваться в частное, коллективное и единоличное пользование безвозмездно и бессрочно, с правом наследования, всем, кто ее желает обрабатывать, с установленным законом разумным максимальным размером. Приватизация земли с образованием латифундий и мелких парцелл - это источник социальных конфликтов, обрекающих миллионы людей на бедность и нищету.

В Конституции Украины есть все основания для формирования через закон о национализации фонда общего достояния народа Украины.

Прежде всего это ст. 13 Конституции Украины, где сказано, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, природные ресурсы ее континентального шельфа являются объектами права собственности украинского народа. В этой же статье Конституции указывается, что собственность обязывает. Собственность не должна использоваться в ущерб человеку и обществу. Однако приватизация нанесла именно огромный ущерб абсолютному большинству граждан Украины.

Достаточно сказать, что когда общее достояние народа было в распоряжении государства, то бюджет Украины составлял в 1989 году 52 млрд. долл. США, а после приватизации и либеральных реформ на протяжении 30 лет он не дотягивает и до 45 млрд. дол. Исходя из бюджета, можно судить об уровне и качестве жизни граждан Украины в 1989 и 2020 годах.

Поскольку в результате приватизации более половины общенародного достояния находится в частных руках, речь о возврате в распоряжение общества общего достояния народа Украины может идти только через закон о национализации имущества, принадлежащего частным лицам.

Позволяет ли это сделать действующая Конституция Украины? На ст. 13 Конституции Украины уже обращалось внимание. Следует добавить, что все имущество, перечисленное в ст. 13 как объекты права собственности украинского народа, с юридической точки зрения вообще исключает любую форму приватизации. Поэтому все объекты права собственности украинского народа, перечисленные в ст. 13 Конституции Украины, включая и приватизированные, должны немедленно и безоговорочно возвращены в распоряжение государства, которое, согласно Конституции, осуществляет права собственника - украинского народа.

Следовательно, на сегодня мы имеем уже два вида общего достояния народа, которые могут стать основой формирования неделимого и неотчуждаемого, выведенного из гражданского оборота, фонда общего достояния народа. Это объекты, еще находящиеся в собственности государства, – их приватизацию необходимо запретить немедленно, и объекты, хотя и приватизированные, но входящие в перечень ст. 13 Конституции Украины, что позволяет их вернуть в собственность народа Украины, согласно требований Конституции. Все другие объекты приватизированного общего достояния народа Украины должны быть возвращены в собственность народа Украины по двум основаниям. Во-первых, как незаконно приватизированные с конституционной точки зрения – общее достояние народа может быть приватизировано только с непосредственного согласия народа через референдум. Во-вторых, в силу требований ст. 41 Конституции Украины - по мотивам общественной необходимости. Ст. 41 Конституции Украины указывает: "Принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости"7. О том, что общественная необходимость национализации созрела и настойчиво требует своей реализации, свидетельствуют программа борьбы с бедностью и результаты совершенно невежественных реформ, которые довели Украину до вопиющего развала.

Наша Украина напоминает дом, брошенный хозяевами на разграбление. Уничтожаются и разоряются села, превращены в руины тысячи заводов и фабрик. В то же время в карманы украинских нуворишей и политических демагогов непрерывно текут грандиозные накопления, сделанные народом за годы владения общим достоянием.

Вернуть народу Украины его общее достояние, нажитое и накопленное огромным трудом на протяжении столетий, – нет сегодня более благородной задачи каждого честного гражданина Украины.

К сожалению, из всех политических сил, представленных в украинском обществе и парламенте, только коммунисты категорически требуют передела собственности в пользу народа Украины. Остальные – от отъявленных либералов, социал-демократов до социалистов – толкуют о реприватизации, которая народу практически не принесет никакой пользы, потому что собственность перейдет от одного частного лица к другому для его обогащения.

Рассмотренные нами формы собственности своей социальной сущностью направлены на формирование и реализацию определенных социальных интересов, которые неизбежно трансформируются во властные отношения. Формулы: "собственность – интерес – власть" и "власть – интерес – собственность" равноценны в том смысле, что могут привести к классовому господству, то есть к господству класса собственников средств производства, присваивающих общественные богатства, а, значит, и власть в обществе.

Тот факт, что владеющий собственностью владеет властью теоретически, практически и исторически уже установлен и не вызывает сомнений. Однако исторически установлен и факт обратной связи: класс, владеющий властью, овладевает в конечном счете и собственностью. Обе эти трансформации от собственности к власти и от власти к собственности развиваются через формирование и реализацию социальных интересов, а, следовательно, центральным субъектом этих процессов всегда стоит человек с его вечными проблемами свободы, равенства, справедливости и иных социальных ценностей. Поэтому для человека борьба за собственность есть путь, способ и форма борьбы за власть, а борьба за власть есть метод и форма борьбы за справедливое распределение собственности, а, значит, и всех общественных богатств между всеми членами общества.

Приоритет общественных форм собственности на базовые отрасли производства – верный путь не только к социальной справедливости, но и к подлинно демократической власти, способной социально защитить человека и обеспечить ему свободу, развитие его способностей и задатков, высокий уровень качества жизни, реализацию его прав и возможностей.

Теория и практика второй половины XX века и начала XXI века показывают, что нельзя стремиться к абсолютному господству одной формы собственности - это путь к тоталитарной власти, к диктатуре, к авторитаризму. Необходимо разнообразие форм собственности, но при обеспечении приоритета общенародных, общегосударственных интересов. Основные богатства общества в виде средств производства, базовых отраслей народного хозяйства должны служить благополучию, материальному и духовному обеспечению каждого гражданина и дополняться его частной инициативой, активностью, трудолюбием.

Приоритет общественной и трудовой частной собственности в обществе есть гарантия формирования демократической власти, максимального и справедливого удовлетворения потребностей и интересов всех членов общества. Поэтому борьба за справедливое распределение собственности – есть борьба за народную власть, а установление подлинного народовластия – есть путь к справедливому распределению собственности в пользу всего народа, в пользу каждого гражданина страны.

Все изложенные здесь оценочные суждения о власти и приватизации государственного имущества при разумном их сочетании и применении   является важнейшим условием благосостояния народа, а значит его сохранения и приумножения, что составляет содержанием национальной идеи.

Важнейшей предпосылкой сохранения и приумножения народа Украины, как национальной идеи, как главнейшей цели из своих социальных ценностей является здоровье нации. Только физически и духовно здоровые граждане, как и нация в целом могут обеспечить сохранение и приумножение народа. В Украине ст. 49 Конституции обеспечивает каждому гражданину право на бесплатную всестороннюю медицинскую помощь. Однако, либералы, придя к власти, начали проповедовать лицемерную, подлую, грубую политику платной медицины для граждан Украины. Вход пошла мещанско-обывательская аргументация о том, что бесплатная медицина – некачественная, что за медуслуги, все равно платят, что если установить гласные тарифы на медуслуги, то медицинская отрасль избавится от коррупции и заметно повысится качество ее работы. Однако, на поверку на практике эта аргументация оказалась обыкновенной либеральной ложью, обманом, фейком, который привел к тому, что миллионы граждан Украины фактически не имеют доступа к услугам медицины, и прежде всего, в силу бедности народа, который по данным ООН, в большинстве своем живет ниже черты бедности. А это значит, практически в нищете. Либералы, руководствуясь советами американских кураторов и консультантов, задумали и пытаются провести в жизнь такую реформу медицинской отрасли, которая предполагает медицинские услуги только для материально обеспеченных людей. Более того, убийственным для народа Украины является сокращение услуг скорой медицинской помощи, которая всегда была доступна простому народу, как одно из важнейших условий сохранения его здоровья. Реализация национальной идеи, как идеи сохранения и приумножения народа Украины, не может быть осуществлено без доступности бесплатных всех медицинских услуг каждому гражданину Украины независимо от места его проживания. Со здоровьем нации неизбежно связаны развитие спорта, профилактической медицины, санитарно-эпидемиологической службы, которую либералы от большого ума додумались ликвидировать в условиях всемирно-опасных вирусных эпидемий. Следовательно, бесплатность, доступность, высокий уровень качества медицинских услуг каждому гражданину Украины, является условием обеспечения сохранения и приумножения народа Украины, как национальной идеи.

Особой проблемой для реализации национальной идеи Украины является многонациональность ее народа. В Украине проживают многонациональные меньшинства, то есть, большие группы населения, которые имеют свой язык, культуру, национальные традиции, особенности своих потребностей и интересов. Сохранить и приумножить народ в условиях многонациональности это - искусство политического управления обществом, постоянный поиск гармоничного и толерантного объединения всех наций и народностей под общее понятие народа Украины. Либералы и особенно национал-либералы в погоне за утверждением принципов своей националистической идеологии довели проблему отношений между национальными меньшинствами до кризисного состояния по линии языка, религии, образования, национальной культуры и других условий национального развития. Разве способствует сохранение и умножение народа Украины как целой социальной общности разъединению людей по языковой проблеме. 

За время советской власти в Украине утвердился принцип двуязычия. Украинский и русский язык употреблялись, использовались на равных началах в образовании, культуре, науке и во всей общественной жизни. Теперь национал-либералы запрещают использование русского языка в среднеобразовательных русскоязычных школах, что является практическим принудительным угнетением прав русскоязычного меньшинства. Ст.10 Конституции Украины четко и ясно определяет, что государственным языком Украины является украинский язык. А наряду с этим, государство гарантирует развитие и использование русского и других языков национальных меньшинств. Национал-либералы грубо, цинично и подло игнорируют тот факт, что государство Украина взяло на себя конституционную обязанность развития и использования русского языка во всех сферах общественной жизни. Примечательно, что переход на украинский язык образования в школах национальных меньшинств венгерской, румынской, польской намечен на 2023 год, а переход русскоязычных школ на украинский язык уже осуществлен в 2020 году. Это оскорбительное, несправедливое неравенство по отношению к русскоязычному населению в вопросах языка абсолютно не отвечает социальным предпосылкам национальной идеи Украины, как принципа сохранения и приумножения народа.

Думаю, что решение языковой проблемы в языковой школе должно учитывать обе потребности и владения украинским языком как государственным и потребность развития и использования языка национальных меньшинств. Это достигается простым и доступным всем способом. В русскоязычных и других школах национальных меньшинств, где все предметы изучаются на национальном языке, вводится обязательный предмет изучения украинского языка как государственного для всех классов национальной школы с обязательным ежегодным экзаменом по определению уровня знаний государственного языка. Такой подход дает возможность полностью реализовать положение ст.10 Конституции Украины. Обеспечение знаний как государственного языка, так и языка национальных меньшинств, является хорошей предпосылкой для реализации национальной идеи сохранения и приумножения народа Украины.

В отдельной статье невозможно рассмотреть все острые, актуальные проблемы социальной жизни Украины, которые способствуют или мешают реализации принципа сохранения и приумножения народа Украины. Однако важнейшей предпосылкой реализации национальной идеи является процесс поиска решений тех теоретических и практических задач общественной жизни, которые способствуют сохранению и приумножению народа Украины как важнейшего условия его существования и прогрессивного развития.  

Если брать во внимание заключение классиков о том, что главная задача человека на земле развивать свои способности и задатки, то просматривается органическая связь между сущностной задачей развития человека и национальной идеей Украины. Развивать свои способности и задатки человек может только при создании государственных условий и предпосылок для такого развития. Те же условия и предпосылки государство обязано создать для сохранения и приумножения народа в целом. Получается органически связанная между собой триада, в которой человек решает задачу развития своих способностей и задатков. Государство создает условия и предпосылки для такого развития и это выливается в процесс сохранения и приумножения народа в целом. Триада: человек – государство – народ являются коренной сущностью содержания национальной идеи Украины. Только объединив усилия отдельного человека, государства и народа можно обеспечить и реализовать национальную идею Украины. Этому процессу должна быть подчинена вся организационная структура, функциональная направленность деятельности государства и общества.

Василий Сиренко,
д.ю.н., профессор, академик НАПрН Украины,
член-корреспондент НАН Украины,
заслуженный деятель науки и техники Украины,
народный депутат третьего и четвертого
созывов парламента, беспартийный

<< Назад

  G Analytics
разработка сайта веб студия