(050) 311-81-34

СИРЕНКО ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ

А, все-таки, Вадим Зиновьевич Рабинович был прав, господа
народные депутаты Украины!

Любая проблема, решенная не системно не комплексно паллиативно время от времени вызывает активизацию дискуссий споров, потребности исправлять и дополнять. Так  случилось и с языковой проблемой в Украине. На заседании подготовительной группы Верховной Рады Украины Вадим Рабинович попытался выступать на русском языке. Представители Европейской солидарности  немедленно обратили на это внимание и потребовали, что бы народный  депутат Вадим Рабинович выступал на государственном языке, так как уже вступил в силу закон о государственном языке.

В.Рабинович возражал, апеллируя к тому, что он представляет в основном русскоязычное население и нигде в законе не написано, что народный депутат должен пользоваться только государственном языком. Но ему категорически возразили и зачитали выдержку из Закона «О Регламенте Верховной Рады Украины», где прямо сказано, что  народный депутат Украины должен  использовать  только  государственный язык, то есть украинский. После этого председательствующий на заседании сказал, что он будет выключать микрофон, если депутаты будут пытаться выступать на русском языке.  Казалось бы,  дискуссия закончена.  Закон «О Регламенте Верховной Рады Украины»,  четко расставил все по своим местам. Однако,  на мой взгляд, настоящая серьезная дискуссия по проблеме языка только начинается. Общеизвестно, что Основной закон Украины -  Конституция  имеет высшую юридическую силу. И все текущее законодательство должно соответствовать и не противоречить Конституции Украины,  в том числе и все законы по языковой проблеме. А это законы о государственном языке, Регламенте Верховной Рады, об образовании, о языковых квотах на телевидении и радиовещании и другие причастные к языковой проблеме.

Главным источником теории и практики о языковой проблеме является ст.10 Конституции Украины, где четко и недвусмысленно указывается, что государственным языком в Украине является украинский язык. И втрое положение, государство гарантирует развитие и использование русского и других языков национальных меньшинств. В этом положении определен конституционный  статус русского языка. Фактически он приравнен к официальному языку на предмет его использования. Если в Конституции Украины  не сказано адресно, где должен использоваться русский язык, значит, он может использоваться везде. В том числе из трибуны Верховной Рады, на заседаниях комитетов Верховной Рады,  различных  комиссий и других органов, на заседаниях правительства, в суде, образовательной сфере, а не только в сфере бытовых отношений, как это утверждают национал-либералы. Если в конституции не указано когда может использоваться русский язык, значит, он может использоваться всегда, в любое время человеческой деятельности. Если в Конституции не сказано кем используется русский язык, значит всеми гражданами, всеми участниками общественных отношений.

Не будем забывать, что Конституция Украины не только обладает высшей юридической силой  по отношению к текущему законодательству, но и является законом прямого действия,  позволяющим в случаи коллизий между положениями  текущего законодательства и конституции пользоваться положениями Конституции Украины, вопреки положениям текущего законодательства. Поэтому, категорическое утверждение Закона «О Регламенте Верховной  Рады Украины» о том, что народный депутат в своей деятельности должен пользоваться только государственным украинским языком противоречит положению части 2 ст. 10 Конституции Украины о том, что государство гарантирует развитие и использование русского и других языков национальных меньшинств.

Что значит гарантировать со стороны государства? Это значит обеспечивать всей силой государства, силой его демократичности, силой верховенства права, силой принуждения, силой юридической ответственности возможность  использовать русский язык во всех сферах общественной жизни, во всех государственных институтах, во всех институтах гражданского общества беспрепятственно, всегда и всеми участниками общественных отношений в Украине.

Думаю, что законодатель, принимая Конституцию Украины, поступил очень мудро, перспективно, по государственному, фактически закрепив двуязычие украинского и русского языков в Украине при приоритете государственного  украинского  языка. В текущем законодательстве, касающимся языковой проблемы, не нашло своего отражения и закрепления положение Конституции о том, что государство гарантирует развитие и использование русского и других языков национальных меньшинств.

Национал-либералы, принимая текущие законы, стыдливо умалчивают об этих гарантиях государства.  И в реальности оказывается, что основная масса населения, живущая по левому и правому берегах Днепра, уже столетиями пользуется двуязычием в Украине, к тому же закрепленным в Конституции, а в текущем законодательстве,  касающемся  регулирования  языковых проблем это не отражено. От сюда противоречия, споры, дискуссии, в которых одни  апеллируют к текущему законодательству, которое принято вопреки Конституции Украины, а другие имеют возможность апеллировать к самой Конституции, требуя руководствоваться ее положениями и прямым действием Основного закона.

Двуязычие в Украине среди населения,  живущего по левому и правому  берегах Днепра, складывалось столетиями. Оно приобрело форму традиции, обычая, неписаного закона, повседневной практики и не только на бытовом уровне. Даже во времена действия царских указов о запрете действия украинского языка,  в Украине фактически существовало двуязычие, потому что 80 % населения Украины в тогдашние времена  проживало в селах. А там пользовались только украинским языком, запретить, который было невозможно. В теперешние времена основная масса населения проживает в городах, где русский и украинский язык используется практически наравне на уровне двуязычия. Исходя из положения Конституции о том, что государство гарантирует развитие и использование русского языка,  нам нет ни какой необходимости принимать законы о региональных языках или узаконивать различные хартии «о языках» западных образцов. Достаточно ссылаться на Конституцию Украины о государственных гарантиях использования  русского языка во всех сферах общества. Поэтому, все официальные материалы Верховной Рады, как проекты законов,  проекты решений, любые официальные документы должны исполняться и докладываться на государственном украинском языке. А свободные выступления депутатов при обсуждении проектов законов или других документов, их заявления, реплики и другие выражения субъективных мнений,   могут быть исполнены  как на украинском,  так и на русском языках. И это отвечает требованиям ст.10 Конституции Украины. Поэтому, если председательствующий на заседании будет выключать микрофон при  свободном выступлении депутата с трибуны Верховной Рады или на заседании парламентского комитета и в других случаях на русском языке, то он будет грубо нарушать требования ст.10 Конституции Украины о государственных гарантиях использования русского языка.

Что бы решить  языковую проблему в Украине в пользу интересов всех граждан Украины надо четко и последовательно отразить в текущем законодательстве положение Конституции о государственных гарантиях использования русского языка. Не произвол законодателя, где, когда и какой язык использовать, а объективные критерии должны быть положены в основу использования государственного (украинского) и русского языков. Такими критериями, по моему мнению, являются официальные и неофициальные документы и другие тексты. Все официальные документы, доклады, резолюции, решения должны быть исполнены на государственном языке. Все  неофициальные, свободные выступления, заявления, брифинги, конференции, круглые столы   и т.д.  согласно Конституции Украины  могут использовать  как украинский, так и русский язык. И квоты на телевидении и радиовещании, выступления в судах и выступления в Верховной Раде, Правительстве  должны руководствоваться одним объективным критерием: все официальные материалы воспроизводятся только на государственном языке, все неофициальные  материалы  могут  воспроизводится,  как на украинском, так и на русском языках.

Если государство конституционно гарантирует использование русского языка, везде, всегда и всеми участниками общественных отношений в Украине, то никто не может ограничить эту государственную гарантию в текущем законодательстве. Таким образом, Вадим Зиновьевич Рабинович в возникшем споре о языке выступления на заседании подготовительной группы  в Верховной Раде Украины, был прав, если руководствоваться Конституцией Украины и ее прямым действием в регулировании общественных отношений. Закон «О Регламенте Верховной Рады Украины», как и другие законы, касающиеся языковых проблем, надо привести в полное соответствие с требованиями Основного закона страны, а не идти на поводу желаний, капризов, придумок и других необоснованных мнений национал-либералов. Пора  строго  соблюдать Конституцию Украины  и  жить в режиме верховенства права и закона,  в этом истина и справедливость с пользой для всех.

В. Сиренко,
доктор юридических наук, профессор,
народный депутат Украины (III – IV созывов),
беспартийный

<< Назад

  G Analytics
разработка сайта веб студия