Голосование: техническая процедура волеизъявления депутатов?!
В украинском парламенте, как и в украинском обществе, в целом, уже более двадцати лет практикуется крайне одиозный метод двойных стандартов: власти все (даже если противоречит закону) – остальным закон. Этот метод, особенно ярко практикуется в деятельности парламента и проявляется в различных формах, в частности, в процедуре голосования. Ст. 84 Конституции Украины четко прописала, что голосование на заседаниях Верховной Рады Украины осуществляется народным депутатом лично. Казалось бы, что тут обсуждать: голосуй каждый депутат за себя и вся проблема решена. А и нет. Вопрос, ведь, если посмотреть глубже, не только технический, но и политический – это вопрос контроля за волеизъявлением депутата. Если учесть, что в парламенте, на каждых выборах избирается около трехсот депутатов, имеющих прямое отношение к бизнесу, то становится понятным содержание зависимости между исполнительной властью и депутатом. Практически, депутата-бизнесмена контролируют все церберы государства: милиция, прокуратура, СБУ, налоговая, пожарная, санитарная и другие контролирующие службы. А в парламенте: фракция со своими вождями, парламентское большинство и соседи по местоположению. Голосовать приходится так, как решило большинство, а не так как считает депутат. А ведь это категорически противоречит природе депутатского мандата, который, согласно Конституции Украины, не императивный (к сожалению), а свободный. Свободный мандат, независимо от формы его получения мажоритарной или партийной, предполагает свободное волеизъявление депутатов во всей депутатской деятельности, включая, особенно, голосование. Однако, в практической жизни парламента Украины все принципиально наоборот: депутата обязывают голосовать в интересах власти, оппозиции, парламентского большинства, фракции или ее вождей, но не по собственной воле. Зависимости, которые существуют между депутатом и внешними силами покрепче зависимостей между хомутом и тягловой лошадью. Как же освободить депутата от этой дурной циничной обязаловки подчинятся чужой воле. Путь один – разорвать цепи зависимостей. Думаю, здесь средствами освобождения депутата должен стать технический прогресс и изменение способа голосования. Сегодня, в условиях информационного общества немудрено установить идентификационные сенсорные кнопки для голосования, которыми может пользоваться только конкретный человек. Этим будет обеспечено исполнение требований ст. 84 Конституции Украины, чтобы депутат голосовал лично. Однако этого для обеспечения свободного волеизъявления депутата недостаточно. Надо, чтобы результат голосования депутат был неизвестен тем, кто его контролирует. А это возможно только в условиях тайного голосования. Такой способ голосования уже практиковался в Верховной Раде Украины до 2000-го года, но убежавшее в Народный Дом прокучмовское, так называемое, «большинство», создало квази парламент и незаконно приняло ряд изменений в Регламент Верховной Рады Украины, отменив тайное голосование. Контроль за депутатами стал тотальный. Иные скажут, что при тайном голосовании народ не будет знать, как голосовал депутат. Но, а что это знание дает народу в условиях свободного, а не императивного мандата. Депутат по Конституции не обязан отчитываться перед избирателями, как он голосует в парламенте. А потом, депутат, как правило, входит в ту или иную фракцию, а результаты голосования «по фракциям» в полнее достаточны для информирования избирателей о позиции депутатов фракции. В Украине, в условиях тотальной коррупции и тотального контроля власти за демократическими институтами, нужны чрезвычайные меры для обеспечения свободы воли депутатов. Иначе железная пята криминальной коррумпированной бюрократии и властного контроля раздавит в зародыше любое сопротивление против угнетения. Думаю, тайное голосование и сенсорная кнопка для голосования могут спасти наш парламент от того позора сговоров, «тушек», и коррупции, которые стали обыденной практикой в Верховной Раде Украины.
На каком языке можно выступать с парламентской трибуны?
Проблема языка в Украине обсуждается все годы ее независимости, однако толерантно, приемлемо для всех граждан Украины, не решена до сих пор. Хотя на бытовом уровне в практике общения людей проблем почти не возникает, по той причине, что более 90 % населения страны понимают друг друга и на украинском, и на русском языках. А если понял, говорил Эйнштейн по поводу языков, то не переспрашивай. Так уж исторически сложилось, что в Украине больше 10 млн. человек считают своим родным языком русский. Более того, на протяжении столетий и в царское, и в советское время русский язык использовался в качестве средства общения для более чем ста народов и народностей, включая и государственный уровень. Эти исторически сложившиеся обстоятельства невозможно игнорировать. Их необходимо рассматривать как объективные предпосылки для использования русского языка наравне с государственным украинским языком в практике деятельности государства и общества по желанию граждан. К сожалению, есть люди с грубо-консервативным, узко-националистическим пониманием прав и свобод граждан, которые хотели бы игнорировать эти предпосылки и позорно требовать переводчика с русского на украинский в стране, где практически всё население понимает русский язык. Я думаю, что в этом случае совершается надругательство над свободой, справедливостью, правами граждан Украины, составляющих национальные меньшинства. Никогда не будут свободными украинцы в Украине, если государство Украина будет пытаться угнетать внутри страны другие народы и народности хотя бы по малейшему национальному поводу. Пусть расцветают и развиваются все национальные цветы – в этом общая сила жизни всего народа.
Вместе с тем, следует отметить и подчеркнуть. Что на юридическом уровне, на уровне Основного Закона страны, проблема соотношения применения украинского и русского языков решена с момента принятия Конституции Украины. Однако, на мой взгляд, это решение сознательно замалчивается и игнорируется при обсуждении языковой проблемы. Дело в том, что ст. 10 Конституции Украины четко устанавливает, что государственным языком в Украине является украинский, всестороннее развитие и функционирование которого государство обеспечивает во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины. Однако, в части третьей данной статьи сделано указание на то, что в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского и других языков нацменьшинств Украины.
Что значит гарантировать свободное развитие, использование и защиту языка? Это прежде всего создать и обеспечить условия для развития, употребления и применения языка. Где на официальном уровне должен употребляться и применяться язык, чтобы он свободно развивался – в государственных учреждениях, учебных заведениях, СМИ, сфере культуры, науки, спорта, на бытовом уровне. И законодатель в Конституции Украины четко сформировал понятие «использование» русского языка, что означает употребление и применение, не указав где и как должен использоваться русский язык в ст. 10 Конституции. Вместе с тем, в ст.92 и п.4 Конституции указано, что исключительно законами Украины определяется порядок применения языков. Что означает порядок применения употребления? Это прежде всего способ, метод осуществления чего-либо, определенная последовательность действий. Слово «порядок» отвечает на вопрос «как» применяются языки в Украине, но «порядок» не отвечает на вопрос, «где» применяется русский язык в Украине. Если в ст. 10 Конституции Украины законодатель не ограничил сферу использования, а значит употребление и применение русского языка, то это значит, что русский наряду с украинским языком может использоваться во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины. Законодатель в Основном Законе специально в ст. 92 определил, что порядок, то есть, как применяются языки, регулируется текущим законодательством. А вопрос где используется русский язык в ст. 10 Конституции оставлен без специального указания сферы применения. А это значит, что он может применяться во всех сферах общественной жизни, включая и парламентскую трибуну. И законодателя легко понять, ведь ограничение сферы применения русского языка означало бы отказ от гарантий его использования. А это прямая дискриминация и языка и национального меньшинства в Основном Законе страны. На такое разумный и мудрый законодатель никогда не пойдет, учитывая те социальные последствия, которые могут возникнуть из-за грубых, циничных, дурных формулировок в законе. Конституционный Суд Украины, осуществляя толкование статьи 10 Конституции Украины от 14.12.1999 года, к сожалению, обошел вопрос о толковании понятия «использование», сославшись на п.4 ст.92 Конституции Украины, где определен порядок применения языков, но сфера использования русского языка осталась без толкования. Но если Конституция Украины не ограничила сферу применения русского языка, то, учитывая, что любой закон должен соответствовать Конституции Украины, нельзя иначе истолковать сферу использования русского языка как во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины. Поэтому те народные депутаты, которые пытаются подвергать обструкции, выступающих на русском языке с трибуны Верховной Рады Украины, грубо нарушают Конституцию Украины, которая, как и должно, оказалось мудрее узкогрупповых желаний и намерений отдельных политических партий. Кстати, Конституция Украины в ст. 10 провозгласила, что государство содействует изучению языков международного общения, а русский язык, как, известно, есть один из пяти рабочих языков ООН. Таким образом, по желанию граждан Украины согласно Конституции Украины русский язык может использоваться во всех государственных учреждениях, без ограничений, включая парламент Украины.
Данные заметки о работе парламента Украины являются попыткой начать широкую читательскую дискуссию о наболевших вопросах жизни парламента Украины, который, к сожалению, угнетается исполнительной властью и пользуется низким авторитетом у граждан страны. А ведь парламент прямой представитель народа и должен быть ведущей, определяющей силой в системе разделения властей.
Василий Сиренко
доктор юридических наук,
профессор, член-корреспондент НАН Украины,
академик НАПрН Украины,
главный научный сотрудник Института государства
и права им. В.М. Корецкого НАН Украины,
народный депутат третьего и четвертого созывов
парламента, беспартийный
<<Начало статьи