Во время переворота 1991 г. юридически никто не имел права издавать законы, посягающие на общегосударственную собственность, потому что согласно Конституции СССР у УССР она была общим достоянием народа. В этом вся нелегальность и нелегитимность состоявшейся приватизации. Ведь никто не может присвоить себе общий колодец или общий луг, берег реки, лес и прочее. В том-то и дело, что социалистическая собственность по своей природе есть общее достояние народа, и она не может быть поделена между частными лицами без согласия подавляющего большинства народа.
Не депутаты парламента вольны решать судьбу общего достояния всех граждан страны, а только сам народ на «решающем», а не «консультативном», референдуме. В отличие от социалистической буржуазная собственность по своей природе изначально в процессе своего формирования является частнокапиталистической. Она не наживается всем народом, всем миром, а наживается частными лицами, а потому в интересах общества через закон парламента может подвергаться и национализации и приватизации.
Пользу от капиталистической собственности извлекают прежде всего частные лица, даже если эта собственность носит публичный характер.
Социалистическая собственность наживается и приумножается всем народом, всем обществом, и весь народ извлекает из него пользу. Каждый гражданин, посылая ребенка в детсад или пионерлагерь, получая жилье, оплачивая коммунальные услуги, покупая товары первой необходимости или продукты питания и т. д., в условиях социализма платит меньше их реальной стоимости з счет общего достояния народа.
В этом глубокая разница между буржуазной и социалистической собственностью. Организаторы преступной приватизации прекрасно осознавали, что они совершают большое зло для своего народа, однако их личный частнособственнический интерес погасил в них и совесть, и страх, и законопослушность и подвиг их на грабеж собственного народа.
В результате промышленность, сельское хозяйство, вся инфраструктура Украины — в глубоком кризисе на уровне послевоенной разрухи, правительство пишет программы борьбы с бедностью и коррупцией, народ тихо вымирает, а горстка грызущих общенародное достояние богачей сказочно обогащается, присваивая себе на миллиарды долларов и евро общенародного добра. Думаю, так долго продолжаться не может, это незаконно, несправедливо и социально-экономически тупиковый путь воспроизводства жизни в Украине. Уже вся практика реформ показала, что за двадцать семь лет ни приватизация, ни рынок, ни конкуренция не способны обеспечить материальный, социальный и культурный достаток подавляющему большинству населения Украины. А причина одна: порядок, форма и результат распределения собственности в Украине.
В настоящее время в результате незаконной приватизации собственность в Украине поделена в таком соотношении: 10% принадлежит еще государству, 20% - девяноста процентам населения Украины и 70% частным крупным собственникам, составляющем не более 200 семей.
При этом надо учитывать, что собственность, принадлежащая населению в виде квартир, авто, дач, участков земли, практически мало дает дохода, а нуждается в затратах, потому что это называется собственностью сферы потребления, а не сферы производства. А собственность на средства производства, приносящая прибыль, находится в руках государства и больше половины всей собственности — в руках крупных частных собственников. Из всего ВВП в бюджет поступает 30 процентов средств, следовательно, крупные частные собственники присваивают 70 процентов материальных благ от ВВП.
Богачи-нувориши буквально «доят» общее достояние народа Украины в соотношении: им 70%, всему населению — 30%. Это при том, что крупных собственников с семьями — несколько тысяч, а населения — миллионы. Может ли Украина при таком соотношении собственности и порядка распределения пользы от нее выйти из системного кризиса, в который ее завели и ведут дальше реформаторы-либералы. Здравый смысл и вся практика капиталистического производства в странах Латинской Америки, Африки, Азии, а теперь и постсоциалистической Европы, твердо подсказывает — не может. Так что же делать? Ответ лежит на поверхности. Надо снова перераспределить собственность. Вернуть в общее достояние народа все базовые бюджетонаполняющие отрасли промышленности: природные ресурсы, морские и речные прибрежные зоны, нефть и ее переработку, газ, энергетику, связь, транспорт (жд, авиа) трубопроводы, добычу полезных ископаемых, металлургию, машиностроение, химию, производство ликеро-водочных и табачных изделий. При этом речь не идет о национализации квартир, дач, приусадебных участков и других объектов личной собственности граждан. О земле особый разговор. Земля является общенародным достоянием, данным народу самой природой. Она достаётся народу в результате борьбы всего народа с другими народами за территориальное пространство на протяжении столетий. Поэтому в частном порядке поделить землю между частью, населения - чистое безумие. Земля должна на праве собственности принадлежать всем как «общее достояние» и передаваться в частное пользование, коллективное и единоличное пользование безвозмездно и бессрочно, с правом наследования, всем, кто ее желает обрабатывать, с установленным законом разумным максимальным размером. Приватизация земли с образованием латифундий и мелких парцелл — это источник социальных конфликтов, обрекающих миллионы людей на бедность и нищету.
В Конституции Украины есть все основания для формирования через закон о национализации фонда общего достояния народа Украины.
Прежде всего, это ст. 13 Конституции Украины, где сказано, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, природные ресурсы ее континентального шельфа являются объектами права собственности украинского народа. В этой же статье Конституции указывается, что собственность обязывает.
Собственность не должна использоваться в ущерб человеку и обществу. Однако именно приватизация нанесла огромный ущерб абсолютному большинству граждан Украины.
Достаточно сказать, что когда общее достояние народа было в распоряжении государства, то бюджет Украины составлял в 1989 году составлял 52 млрд. долл. США, а за 27 лет господства либерал-демократов бюджет Украины и близко не приблизился к этому объему. При этом надо учесть цену доллара в 1989 году и после 2000 годов. Исходя из бюджета, можно судить об уровне и качестве жизни граждан в 1989 и 2018 годах в Украине.
Учитывая, что в результате приватизации более половины общенародного достояния находится в частных руках, речь о возврате в распоряжение общества общего достояния народа Украины может идти только через закон о национализации имущества, принадлежащего частным лицам.
Позволяет ли это сделать действующая Конституция Украины? На ст. 13 Конституции Украины уже обращалось внимание. Следует добавить, что все имущество, перечисленное в ст. 13 как объекты права собственности украинского народа, с юридической точки зрения вообще исключает любую форму приватизации. Поэтому все объекты прав собственности украинского народа, перечисленные в ст. 13 Конституции Украины и приватизированные, должны быть немедленно и безоговорочно возвращены в распоряжение государства, которое, согласно Конституции, осуществляет права собственника — украинского народа. Следовательно, на сегодняшний день мы имеем уже два вида общего достояния народа, которые могут стать основой формирования неделимого и неотчуждаемого, выведенного из гражданского оборота фонда, общего достояния народа. Это объекты, еще находящиеся в собственности государства, их приватизацию необходимо запретить немедленно, и объекты, хотя и приватизированные, но входящие в перечень ст. 13 Конституции Украины, что позволяет их вернуть в собственность народа Украины, согласно требований Конституции. Все другие объекты приватизированного общего достояния народа Украины должны быть возвращены в собственность народа Украины по двум основаниям: во-первых, как незаконно приватизированные с конституционной точки зрения — общее достояние может быть приватизировано только с непосредственного согласия народа через референдум.
Во-вторых, в силу требований ст. 41 Конституции Украины по мотивам общественной необходимости. Ст. 41 Конституции Украины указывает: «Принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено только в порядке исключения по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости». О том, что общественная необходимость национализации созрела и настойчиво требует своей реализации, свидетельствуют программа борьбы с бедностью и результаты совершенно невежественных реформ, доведших Украину до вопиющего развала.
Наша Украина напоминает дом, брошенный хозяевами на разграбление. Уничтожаются и разоряются села, превращены в руины тысячи заводов и фабрик и в то же время в карманы украинских нуворишей и политических демагогов непрерывно текут грандиозные накопления, сделанные за годы владения народом своим общим достоянием.
Можно указать на семь причин необходимости национализации именно базовых отраслей народного хозяйства: