ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Общее достояние народа как средство борьбы с бедностью в Украине
Прежде чем раскрывать такую сложную и мало разработанную в науке тему, как общее достояние народа, необходимо разобраться в понятиях. Понятие «достояние» в прямом смысле означает имущество, собственность, то что безраздельно принадлежит кому-либо. То, что кто-либо нажил, добыл, достиг, приобрел, постепенно скопил. Благоприобретенное имущество. Очень важным свойством достояния является его неделимость — достояние принадлежит только тому, кто его нажил, приобрел, достиг. Достояние неотчуждаемо без воли своего обладателя. Когда мы говорим общее достояние народа, мы подчеркиваем, что указанное имущество, собственность является единым для всех, неотъемлемым от всех и неотчуждаемым у всех.
Общее достояние имеет исключительно общественное назначение, что не позволяет изымать его из сферы общего пользования, что делает невозможным установление на данное имущество права собственности конкретных субъектов и что не позволяет делать его предметом гражданско-правового оборота.
Понятие «общее достояние» было известно уже во времена Римской империи. Со времен римского права «общие для всех вещи» (воздух, море, солнце, дороги, проточная вода, предметы культа и др.) в силу их общеприродных свойств не могли принадлежать на праве собственности не только отдельным лицам, но даже Римскому государству, а потому не обладали и гражданской оборотоспособностью. Римляне делили публичные вещи на несколько категорий, в зависимости от функций:
— resin usu publico, вещи в общественном (публичном) пользовании, которые эксплуатируются членами общества как гражданами (реки, порты, дороги, театры, стадионы и прочее);
— вещи, которые служат специфическим целям государства и изъяты из непосредственного использования гражданами (казна, военное снаряжение и прочее);
— вещи, являющие объектом коммерческой деятельности государства (ager publicus — публичный земельный фонд).
И в наше время такие объекты есть практически во всех странах мира. Эти объекты, например, в странах романского континентального права именуются имуществами общего пользования (ces bienes d'utilite publique) и не могут находиться ни в чьей частной собственности.
Категория «общих для всех вещей» была закреплена в Кодексе Наполеона и получила свое развитие в последующем европейском законодательстве. Так; ст. 538 ГК Франции относит к объектам публично-правовой собственности общественные дороги и улицы, судоходные реки и водные пути, воды и побережья моря, порты и гавани, а также все части французской территории, согласно закону, не подлежат частному присвоению.
Важнейшим признаком отнесения имущества к категории общего пользования является их общественная природа, возможность приносить общую пользу, их исключительно общественное назначение. Это объективные критерии отнесения имуществ к категории общего пользования. Но в процессе развития общество выработало и закрепило в законодательстве многих стран и субъективные критерии. Это прежде всего приоритет публичного интереса над частным, общественно полезные или необходимые цели, социальная функция собственности, приоритеты социального государства. Все эти критерии противостоят частному «эгоистическому интересу индивидуального собственника» и составляют концептуальную основу современного социального государства.
Важно, отметить, что слово «приоритет» указывает на преобладание, преимущество, господство, первенствующее значение чего-либо. Применительно к интересам — это первенствующее значение одних интересов над другими. Такое преобладание, преимущество, первенство имеет объективные и субъективные предпосылки.
Объективные состоят в том, что весь процесс формирования и реализации интересов общества находится в зависимости от способа производства, форм собственности, системы и принципов хозяйствования и управления, политической системы общества, господствующей идеологии. Субъективные заключаются в том, что общество в каждый данный исторический момент имеет возможность усиливать или осложнять преимущество одних интересов над другими, реализуя вопрос о приоритете интересов. В каждом классовом обществе приоритет интересов неизбежен, ибо классовость и есть форма различия интересов, их господства и подчинения. Реальный приоритет конкретного вида интересов представляет собой выражение тех общественных, прежде всего экономических отношений, которые складываются в обществе на базе господствующей формы собственности соответствующего способа производства.
Сущность приоритета интересов определяется решением вопроса о преобладающем значении в обществе удовлетворения тех или иных потребностей. Удовлетворение прежде всего частнособственнических потребностей как принцип общественного развития с неизбежностью формирует приоритет частнособственнического интереса. Преобладающее значение удовлетворения общественных потребностей как условие развития общества ставит вопрос о необходимости приоритета общественных интересов или интересов подавляющего числа граждан страны.
Классовое общество не может обойтись без приоритета интересов, однако само проявление приоритета, характер механизма первенства одних интересов над другими, во многом зависит от глубины научной обоснованности, осмысления закономерностей формирования и реализации социальных интересов в каждый конкретный исторический период развития с учетом конкретной обстановки социальных условий. Поэтому в жизни каждого общества можно наблюдать различную степень выражения приоритета интересов. Например, масштабные процессы национализации частной собственности в Великобритании, Франции, Бельгии, Австрии, Италии и в других странах Западной Европы в послевоенный период диктовались острой необходимостью выхода из послевоенного кризиса, необходимостью мобилизации ресурсов на развитие экономики, на приоритет удовлетворения потребностей абсолютного большинства граждан стран Европы. Переходные периоды общественного развития характеризуются обострением противоречивости интересов и тем самым резко ставят вопрос о необходимости приоритета общих интересов над частными. Например, в современной Украине, с одной стороны, приоритет частного интереса, а с другой — вопиющая бедность подавляющего большинства граждан, настолько определённо указывают на классовое господство, что у властей вызывает необходимость затушевывать приоритет интереса частного собственника и выдавать его интерес за интерес всего общества.
Нас настойчиво убеждают в необходимости приватизации даже прибыльных государственных предприятий. Хотя это противоречит и здравому смыслу, и любой логике с точки зрения приоритета интересов граждан страны.
Вместе с тем на Западе в XIX—XX ст. появились глубоко аргументированные политико-правовые теории общественного интереса или общественно полезных, или необходимых целей, социальной функции собственности и другие доктрины, противостоящие частному «эгоистическому» интересу индивидуального собственника. Эти теории заложили концептуальною основу современного социального государства и социального рыночного хозяйства, в которых стал быстро возрастать объем имуществ, в отношении которых было признано, что в силу их общественной значимости или ценности, они не могут находиться в частной собственности, а должны принадлежать всему обществу и удовлетворять общественные потребности. Универсальным инструментом обобществления собственности стали и процедура её экспроприации, принудительного приобретения в общественно необходимых или полезных целях.
Способность объектов собственности удовлетворять общественные потребности и служить интересам всего общества стала устанавливаться волевым порядком через закон или судебное решение. Акт обобществлений означал, что имущество переходит в статус неотчуждаемого и неотъемлемого и выводится из частного оборота, лишаясь присущих ему гражданско-правовых признаков.
Следовательно, на капиталистическом Западе давно поняли, что во имя общих интересов граждан частная собственность должна быть ограничена пределами исключительной собственности государства и имуществ общего достояния народа.
Сюда относятся применительно к конкретной стране воздушное пространство, территориальное море и континентальный шельф, дно и недра территориального моря, морские береговые полосы, установленной законом ширины, русла рек с береговыми полосами, озера, лагуны и иные водоемы, находящиеся в общественном пользовании по закону, порты, гавани, рейды, бухты, заливы, береговые сооружения, дороги, шоссе и мосты общественного назначения с полосами отчуждения и вспомогательными службами, сооружения в целях ирригации, мелиорации и в иных общественно необходимых или полезных целях, площади, тротуары, улицы, общественные парки и иные сооружения общественного назначения, художественные, исторические и археологические памятники национального, регионального и местного значения, недвижимое имущество и земельные участки, необходимые для нужд обороны страны, потребностей органов власти и управления, национальные парки, заповедники, заказники, резерваты, предметы, представляющие научно-культурное достояние нации и иные недвижимые имущества, которые могут быть отнесены законом к имуществу общего пользования.
Кроме этого, в большинстве стран в общее достояние передаются более ценные, прежде всего невозобновляемые природные ресурсы из числа полезных ископаемых, лесных и водных запасов, редкие и исчезающие объекты растительного и животного мира, очень значительные земельные площади, имеющие уникальное значение.
В общем пользовании по своему правовому статусу в большинстве стран находятся и важнейшие объекты экономической и социальной инфраструктуры, предприятия естественных монополий, научно-технического обеспечения, образования и культуры.
Особо следует отметить, что категория общего достояния в большинстве стран работает на муниципальном уровне. В собственности коммун, муниципий и т. п. находится масса имущественных объектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, водо-, энерго-, тепло- и водоснабжения городского хозяйства, транспорта и общего пользования и других коммунальных служб. Это типичные имущества общего пользования на местном уровне в странах Запада. Здесь важно подчеркнуть, что законодательство о местном самоуправлении позволяет на местном уровне принимать решения о предоставлении тому или иному имуществу статуса общего пользования. Практически все имущества общего пользования объединяются в одну общую группу объектов собственности, составляющих общее достояние, неделимый фонд имуществ, принадлежащих сообща всем членам общества и никому из них в отдельности.
Такое имущество, составляющее общее достояние, нельзя называть «ничьим». Тот факт, что оно принадлежит всем, вовсе не означает, что оно — ничье. У него есть хозяин — народ — община — коммуна, село, город и т. д., которые извлекают, из общего достояния пользу для каждого гражданина. Главное назначение общего достояния — быть полезным каждому гражданину страны, предоставив при этом всем членам общества равные возможности пользоваться достоянием и непосредственно или опосредствованно присваивать его плоды.
В Украине до 1990 г., согласно Конституции УССР, вся государственная собственность представляла собой общее достояние народа Украины. Это позволяло государству устанавливать низкие цены на самые необходимые продукты питания, жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию, газ, водоснабжение, стоимость услуг детских учреждений, домов отдыха, культуры и т. д., что резко облегчало положение людей с низкими доходами, почти уравнивая их с качественными показателями образа жизни людей зажиточных.
Государство, располагая собственностью, через ценовую политику буквально вытягивало человека из бедности, и страна была обществом среднего класса, что в теперешней Украине является недостижимой мечтой реформаторов-либералов. За счет общего достояния народа государство планово формировало цены таким образом, чтобы обеспечить качество жизни всего населения, а не уровень жизни только богатых классов. Захватив власть в Украине в 1991 г., реформаторы-либералы провели в соответствии с идеологией либерализма ряд изменений в конституционном праве собственности, государственном строительстве, в распределении доходов, в политике присвоения национального богатства, в социальной политике и т. д.
В результате реализация либеральных идей привела к утрате населением прав на ранее созданное общенародное имущество, приватизированное узкой прослойкой властвующей тогда номенклатуры.
Вследствие государственного переворота 1991 г., народ Украины очень подло и умно обокрали. Обокрали так, что абсолютное большинство граждан до сих пор не может понять, что у них отобрали источники их жизни, благосостояние, стабильность, основу уверенности в обеспеченном будущем детей и внуков. Афера, осуществленная под видом «народной приватизации» общенародного достояния, привела к распределению накопленной за десятилетия общенациональной собственности в пользу вождей номенклатуры и теневого капитала в ущерб миллионов граждан Украины. Накопление собственности в руках бывшей номенклатуры и теневиков, а теперь и правящей олигархии, происходило не за счет создания новой стоимости, а путем перераспределения ранее созданного трудом всего народа национального богатства, фактического принудительного изъятия общенародного достояния.
Идеологи либеральной приватизации в своих интересах трактовали государственную собственность как ничейную, бесхозную, которую можно делить, не нарушая ничьих прав.
Они забыли, вернее, не захотели принимать во внимание простую истину, состоящую в том, что любое отторжение, присвоение общего достояния народа отдельным лицом или группой лиц есть отчуждение прав на него со стороны всех остальных граждан, явно затрагивающее их законные интересы. Либералы, вкупе с партийными предателями-номенклатурщиками и ворами-теневиками, совершили грязное, дерзкое по своему характеру и последствиями преступление — отняли у народа и присвоили себе кормившую народ собственность — общее достояние народа, нажитое народом совместно на протяжении столетий. Каждый гражданин Украины, который испытывает нужду и бедность в устройстве своей жизни, должен знать, что виноваты в этом те, кто отнял у гражданина его собственность — общее достояние народа.
В каждом объекте госсобственности, приватизированном отдельными лицами, есть частица, юридически принадлежащая каждому гражданину Украины. Вся теория и практика приватизации говорит о ее грабительском характере в интересах предавшей свой народ партийной номенклатуры, дорвавшейся, как голодные вороны, до народной собственности и незаконно присвоившей себе самые прибыльные объекты общего достояния народа.
Продолжение статьи>>