Однако, какой ценой это будет достигнуто – вопрос судьбоносный. На весах судьба генофонда украинского народа, его мирного самоопределения, его государственности, его свободы и самостоятельности.
Дальнейшая война вытянет все соки и материальные, и интеллектуальные из украинской нации как политического целого и этнического титула.
Украина по своим потенциальным силам и возможностям может оказаться без будущего, и победа над сепаратистами будет пирровой. Тем более, что и власти в Украине признают, что добиваться победы военным путем смысла нет. Значит надо победить сепаратизм таким жизнеустройством в Украине, который исключает сепаратизм как социальное явление, потому что для него нет питательной среды, нет почвы, нет поводов. И первым шагом на этом пути есть определение статуса русского языка на общегосударственном уровне. Речь идет о законодательном уровне, как форме реализации Основного Закона страны, так как в ст.10 Конституции Украины я считаю вопрос давно решенным. Ст.10 Конституции Украины четко определила, что государственным языком в Украине есть украинский язык, всеобщее развитие и функционирование которого государство обеспечивает во всех сферах общественной жизни, на всей территории страны. Вместе с тем в части 3 ст.10 сделано указание на то, что в Украине гарантируется свободное развитие, использование, защита русского и других языков национальных меншин. Что означает гарантировать свободное развитие, использование и защиту языка? Это прежде всего создать и обеспечить условие и предпосылки для развития, употребления и применения языка.
Где на официальном уровне может использоваться и применяться русский язык, чтобы он мог свободно развиваться – в государственных учреждениях, учебных заведениях, СМИ, сфере науки, культуры, спорта, на бытовом уровне. В Конституции четко сформулировано понятие «использование русского языка» что означает употребление, применение, без указания на то где и как должен использоваться русский язык. Вместе с тем, в ст.92 п.4 Конституции указано, что порядок применения языков определяется исключительно законами Украины. Это значит прежде всего способ, метод осуществления чего-либо, определенную последовательность действий.
Слово «порядок» отвечает на вопрос как применяются языки в Украине, но не отвечает на вопрос «где» используется русский язык. Если в ст.10 Конституции Украины законодатель не ограничил сферу использования, а, значит, употребление и применение русского языка, то это значит, что русский язык наравне с украинским языком может использоваться во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины.
В Основном Законе в ст.92 определено, что порядок применения языка, регулируется действующим законодательством. А вопрос где используется русский язык в ст.10 Конституции оставлено без специальных указаний на сферу применения. Это значит, что русский язык может применяться во всех сферах общественной жизни, включая парламент, правительство, весь государственный аппарат. Иначе ограничения сферы применения использования русского языка значило бы отказ от гарантий его использования. А это прямая дискриминация и языка и всех русских, проживающих в Украине. На такое законодатель никогда не пойдет, учитывая социальные последствия, которые могут возникнуть через неудачные формулировки в законе!
Конституционный Суд, осуществляя толкование ст.10 Конституции Украины от 14 декабря 1999 г. к сожалению не уделил внимания понятию «использование» сославшись на п.4 ст.92 Конституции Украины, где определен порядок применения языков, а сфера использования русского языка осталась без толкования. Однако, по общему правилу, если Конституция не ограничила сферу использования русского языка, то, учитывая, что любой закон должен отвечать Конституции нельзя иначе толковать сферу использования русского языка как во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины. Надо учесть и тот факт, что государство, в ст.10 Конституции берет на себя обязательство содействовать изучению языков международного общения, а русский язык есть одним из пяти рабочих языков ООН. Резюмируя можно сказать, что согласно конституции Украины граждане имеют право использовать русский язык во всех сферах общественной жизни, включая весь государственный механизм. Вместе с тем, надо критически отнестись к идее предоставления регионам права на определение регионального языка. Это будет дискриминация граждан Украины по языковому признаку. Нельзя допустить, чтобы русские на востоке и юге Украины использовали русский язык, а в Киеве или Львове не имели на это права. Согласно ст.24 Конституции Украины за языковыми или другими признаками у граждан Украины не может быть никаких привилегий и ограничений. Граждане имеют равные конституционные права и свободы и есть равными перед законом. Поэтому идея региональных языков, применительно к русскому языку есть неконституционна, а потому несостоятельна. Русский язык должен быть признан в законе о языках официальным общегосударственным языком наряду с украинским государственным языком.
Надо учитывать тот факт, что в Украине идет война с сепаратизмом. И одной из причин, сдетонировавших сепаратистские настроения было тупое, вопреки Конституции на протяжении десятилетий непризнание русского языка в качестве второго государственного. И это после того, как при Советской власти люди привыкли к двуязычию. Надо немедленно, в законе, признать русский язык в качестве второго государственного языка или, если это невыносимо для слишком «свидомых» украинских националистов, то признать русский язык в качестве официального языка межнационального общения в Украине. Но вопрос состоит не только в формальном законодательном признании, но и в реальном создании условий для использования русского языка.
А это значит, что в русскоязычных и украинскоязычных школах украинский и русский языки должны преподаваться на одном уровне и в одинаковом объеме. Гражданин должен иметь возможность оформлять документы, вести документооборот, дела в судах и правоохранительных органах на удобном для него украинском или русском языках. В высших учебных заведениях преподавание по желанию студентов и преподавателей также может производиться на двух языках.
Следовательно, в Украине должно быть узаконено двуязычие по всей территории и во всех учреждениях. Это и будет первый шаг к реальному миру.
Второй шаг к миру, несомненно, лежит в сфере развития местного самоуправления, в расширении прав, свобод и отвественности местных органов власти, но с категорическим полным отрицанием возможности федеративного устройства государства Украина. В теперешних условиях федерализм – это прямой путь к сепаратизму, к автономизации местных элит, которые по мере накопления капитала в условиях либеральной концепции жизнеустройства будут демонстрировать свой местнический гонор и основываясь на местных интересах, на местных правоохранительных органах разорвут территорию Украины на части.
Поэтому, никакого федерализма, никаких автономий, никакого сепаратизма, но с максимальным удовлетворением потребностей и интересов граждан на местах – это тоже шаг к миру. Украина, считая часть территории Донбасса временно оккупированной сепаратистами, не может бросить своих граждан на этих территориях на произвол судьбы. Думаю, очень плохая идея не выплачивать пенсии и другие выплаты гражданам Украины на временно оккупированных территориях. Надо брать во внимание, что пенсии граждане уже заработали и не их вина, что идут военные действия. С другой стороны если Украина устроит геноцид от голода и холода населению Донбасса на оккупированных территориях, то с этими территориями Украине надо попрощаться.
Военным путем их вернуть не позволит Россия, а мирным путем население не согласиться вернуться, усматривая в Украине врага, который устроил Донбассу голодный геноцид. Надо немедленно вести переговоры с Красным крестом, другими международными организациями, которые помогли бы технически производить выплату пенсий и пособий на оккупированной территории Донбасса.
Кроме этого, на территориях подконтрольных украинским войскам надо немедленно ремонтировать жилье и обустраивать быт людей, чтобы донбасцы хотели жить не в мифической надуманной Новороссии, а в родной и желанной Украине.
Любую войну надо заканчивать не озлоблением и ненавистью, а любовью и лаской, взаимными уступками, ведущими к взаимопониманию. Еще одна глупая идея прозвучала с телеэкрана о том, что Украина даст Донбассу электричество, газ, воду, но компенсирует за них оплату за счет тех накоплений пенсионных и других выплат, которые не будут выплачиваться на оккупированных территориях. С юридической точки зрения это произвол и беззаконие по отношению к конкретному гражданину. А с точки зрения поиска мира это прямой путь к войне и разжиганию ненависти к Украине у жителей Донбасса.
Надо не забывать, что теперешняя власть в Украине держится на очень тонкой ниточке легитимности.
Только 52% избирателей приняли участие в голосовании, а учитывая, что из них 15% голосовали за оппозиционные партии, то партии власти поддерживают только 35% избирателей. Это очень хрупкий уровень легитимности власти и очень малый кредит доверия граждан, поэтому не надо делать резких движений к изменению нейтрального, внеблокового статуса Украины, вступления в НАТО, ускоренного вступления в Евросоюз и других неразумных шагов. По всем вопросам, имеющим общенародное значение надо провести референдумы и спросить у народа а хочет ли он этого.
Иначе в Украине разгорится не одна а множество гражданских войн, которые лишат ее будущего как единого государства. Советская власть собрала земли Украины в теперешних ее границах в единое могучее государство, а либералы своей неразумной, твердолобой, особенно национальной политикой, языковой политикой довели дело до войны и если не найдут путь к миру, то разрушат всю Украину. Пора опомниться. Путь к миру начните с двуязычия в Украине. Это и есть выполнение главной задачи, поставленной Президентом Украины: «Відвести загрози і використати шанс».
Василий Сиренко
докт.юрид.наук, профессор
член-корр. НАН Украины
академик НАПрН Украины
народный депутат III – IV созыва
беспартийный
<< Начало статьи