Рейдерство – захват имущества законного собственника
с помощью суда – злая правда Украины.
Правосудие Украины находится в состоянии глубочайшего кризиса. Новый Закон о судоустройстве и статусе судей углубил и расширил это состояние кризиса до опасных пределов полной несостоятельности судебной системы Украины, которая оказывается неспособной производить честное, справедливое, законное правосудие. Близкое рассмотрение конкретных судебных решений показывает многочисленные примеры вопиющего произвола и беззакония в судах и органах государственной власти, которые все чаще заканчиваются решениями Европейского суда по правам человека, в которых государство «Украина» признается виновным в нарушении прав человека. Наша господствующая властная элита за 20 лет реформ не сумела уразуметь простую истину: государство «Украина» в трех своих ликах, как демократическое, правовое и социальное никогда не состоится, если в стране не будет справедливого честного суда. Суд, главное условие, предпосылка всех остальных преобразований в сфере экономики, политики, культуры, науки и т.д. Только справедливый честный суд может исправить любые противозаконные нарушения, в любой сфере деятельности государства, а если такого суда нет, то государство неизбежно обречено на неотвратимое разрушение.
Необходимость глубокой ревизии состояния дел в обществе и государстве породила потребность в принятии новой редакции Конституции Украины. Создана Конституционная Ассамблея, задача которой наработать предложение по новой редакции Конституции. Каждый член Конституционной Ассамблеи обязан проанализировать конкретный вид деятельности, чтобы внести обоснованые предложения по изменению Конституции Украины. Цель данной статьи рассмотреть проблему рейдерства вообще и роль и место судов в рейдерских захватах имущества законных собственников, в частности. Простая истина: если бы судьи не участвовали своими решениями и своим откровенно циничным правосудием в рейдерских атаках, то рейдерство, как социальное явление, не состоялось бы. А ведь речь идет о миллионах и миллиардах валюты, незаконно и несправедливо попадающей в руки мошенников. Стоит также обратить внимание и еще на одно обстоятельство: активное участие украинских судей в рейдерских атаках сильно пугает крупных иностранных инвесторов, которые понимают, что при таких украинских судах вложить крупные инвестиции в Украину равносильно, что сунуть руку в пасть крокодилу.
Вообще рейдерство определяется как цепочка операций, которые с помощью неточностей в законодательстве позволяют завладеть капиталом, предприятием, отобрать их у законных собственников. Люди, осуществляющие рейдерство по заказу, называются рейдерами. Рейдерство – сложнодоказуемый вид преступления. Так говорит о рейдерстве «Современный социоэкономический словарь». Это правдивое глубокое определение этого явления. Но следует добавить, что большинство рейдерских захватов основано на решениях судов. И часто бывает так, что впоследствии решения суда отменяется, но рейдерский захват уже совершен, предприятие разграблено, капитал потрачен, ценные бумаги проданы, дело всей жизни человека разгромлено – и виновных нет. Ни судьи, ни мошенники, осуществившие захват – невиновны, хотя рейдерство, как правильно определяет словарь – это преступление.
Сейчас, когда начала работать Конституционная Ассамблея по подготовке новой редакции Конституции Украины, особенно внимательно необходимо присмотреться к практике деятельности судов, которые своими решениями создают условия для рейдерства, чтобы внести в новую редакцию Конституции такие изменения, которые не позволят судьям быть соучастниками преступления, именуемого рейдерством.
Анализ проблемы рейдерства, осуществляемого с помощью судей, я хочу провести на примере двух рейдерских атак, проведенных с помощью судов против Научно-производственного объединения «Агрокомплекс». Эти рейдерские атаки прямо таки академически описаны в глубокой обоснованной статье Сергея Лавренюка «От «спецоперации «Санация» к «Проекту «Гефес»», напечатанной в номерах 55 и 56 от 27 и 28 марта 2012 года в газете «Голос Украины». Согласно содержанию статей – это был общий рейдерский план по захвату собственности у законного владельца, разбитый на две операции. Одна из них, под названием «Санация», успешно проведена рейдерами с помощью нечестных судей в Украине, но потерпела сокрушительное поражение в Европейском суде по правам человека, который, скрупулезно рассмотрев дело, признал государство Украина виновным в нарушении прав собственника и присудил возместить захваченную собственность в размере 179119430 евро.
Согласно европейским правилам и ценностям, государство «Украина» будет возмещать убытки «Агрокомплексу», но возникает вопрос, а как же будут наказаны те судьи и государственные чиновники, которые своими решениями подставили государство под эти огромные убытки? Прямого законодательства о возмещении вреда, нанесенного судьями и чиновниками государству после решения Европейского суда по правам человека – нет. Но справедливость требует, чтобы государство, после выполнения своих обязательств, в порядке регресса взыскало со своих чиновников все убытки, нанесенные их деятельностью. Думаю, что только такая позиция государства и законодательная практика остановит и «колядников» - судей, и рейдеров в их незаконных домогательствах собственности законных владельцев. Но одной из целей данной статьи является выявление тех приемов, способов, средств, уловок и такого толкования фактических обстоятельств и законодательства, когда по формальным признакам как будто все правильно, но по существу настоящее издевательство и над фактической истиной и законом.
Итак, операция «санация», которую рейдеры успешно завершили с помощью судей в Украине, но были разоблачены в Европейском суде по правам человека. Суть дела очень проста: Научно-производственное объединение «Агрокомплекс» поставляет на Лисичанский НПЗ 375 тысячи тонн нефти. Заключает договор о ее переработке и выдачи ему нефтепродуктов согласно технологических нормативов. Завод нефть забрал, переработал, оплату за работу получил, а нефтепродукты не отдает. И, естественно, пошла судебная тяжба, которая началась в 1994 году, а закончилась решением Европейского суда только в 2011 году. Вы, читатель, представляете, сколько пользовались рейдеры чужим имуществом и в каком положении оказался предприниматель, участвуя целых 17 лет в этом неправосудном судилище.
Пока Лисичанский НПЗ был в государственной собственности конфликтующим сторонам удалось достичь мирового соглашения, утвержденного судом, и казалось дело завершено, Лиисичанский НПЗ даже начал отгрузку нефтепродуктов в счет погашения долга, но началась приватизация: завод, стоимостью 1 миллиард 200 миллионов долларов США был продан за 50 миллионов гривен или 10 миллионов долларов Тюменской нефтяной компании. И вот новые хозяева решили не платить уже признанных судом долгов. Начались снова судебные тяжбы, в которых украинские судьи показали себя настоящими циничными рейдерами. Вот примеры, описанные в статье Сергея Лавринюка.
2 июля 1998 года ВАСУ (Высший арбитражный суд Украины) устанавливает долг «Линоса» перед «Агрокомплексом» в сумме 216150544 гривны. Это решение суд и «Агрокомплекс» считают окончательным. Но в том то и состоит рейдерство, что когда пахнет прибылью они не останавливаются ни перед чем, применяют любые уловки для достижения своих целей. Данная сумма долга не устраивала новых хозяевов Лисичанского НПЗ и они пожаловались на ВАСУ Президенту Л. Кучме, который распорядился ревизовать решение ВАСУ в части суммы задолженности. И Луганское областное ревизионное управление в своем отчете (апрель 2000 г.) сделало вывод, что решение ВАСУ от 2 июля 1998 года не отвечает действующему законодательству. Вы только вдумайтесь читатель: Высший Суд Украины принимает решение, а областное ревизионное управление ревизует решение суда и его вывод рассматривается как вновь открывшееся обстоятельство и хотя суд не признал это таковым и подтвердил свое прежнее решение все же Председатель ВАСУ поручил двум своим заместителям пересмотреть постановление ВАСУ от 19 сентября 2000 г.» и в июле 2001 года Высший арбитражный суд уменьшил сумму долга «Линосу» до 97406920 гривен. А 29 октября 2001 года Донецкий аппеляционный хозяйственный суд (в 2001 произошло переименование арбитражных судов в хозяйственные), рассмотрев аппеляцию «Агрокомплекса» еще раз уменьшил задолженность – до 90883077 гривен. А далее высший хозяйственный суд отклонил кассационную жалобу «Агрокомплекса», а Верховный Суд Украины отказался принять к рассмотрению кассационную жалобу на решение Высшего хозяйственного суда и круг сомкнулся – рейдерское дело было сделано: с 216150544 гривен судьи сократили долг до 90883077 гривен. Разве это не рейдерство чистой воды. Ведь 375 тысяч тонн давальческой нефти не уменьшилось и выработанное количество из нефтепродуктов осталось прежним и цена на них не снизилась, а даже выросла, а долг уменьшился больше чем на половину – это и есть рейдерство – незаконное изъятие собственности у законного владельца через судебные процедуры. Такие приемы стали частой практикой украинских судов, особенно, когда в роли рейдеров выступает высшая властная элита страны. Зависимость судов от президентской и исполнительной властей в вопросах финансирования, материального обеспечения и даже самого существования делает суды решающими соучастниками рейдерских атак.
Дальше в этой истории произошли еще более грубые нарушения прав собственника. «Агрокомплекс» требовал выполнения долга в натуре или денежном выражении, а ему навязали насильно акции так называемого Линика (Лисичанской нефтяной инвестиционной компании) в обмен на незаконно определенную судом суму 90983077 гривен. При этом указанное соглашение предусматривало, что в случае отказа «Агрокомплекса» принять фактически навязываемые акции проблема долга считалась бы урегулированной. После того как 8 декабря 2003 года Луганский областной суд своим постановлением утвердил указанное мировое соглашение «Агрокомплекс» подал кассационные жалобы в Высший хозяйственный суд Украины и в Верховный Суд Украины, но как и следовало ожидать в жалобах было отказано и рейдерская атака против «Агрокомплекса» завершилась с помощью хозяйственных судов «мировой» победой рейдеров, за которую теперь по решению Европейского суда будет отвечать государство Украины. Судьи, как государственные чиновники высшего ранга и высшие должностные лица исполнительной власти заняли очень выгодную для себя и беспроигрышную позицию: они помогают рейдерам осуществлять так называемый «законный» захват собственности, а в случае разоблачения отвечает по всем долгам государство Украина, ведь именем Украины они вершат свое грязное циничное правосудие. Нормального гражданина, исповедующего справедливость и законность как ценности гражданского общества, это оскорбляет и возмущает.
Продолжение статьи>>