ТАК ГДЕ ЖЕ ВАШИ СВОБОДЫ, ГОСПОДА РЕФОРМАТОРЫ?!
В каждую эпоху, когда большая часть народа испытывает на себе экономическую, политическую или культурную зависимость, какое-либо давление, унижение – всегда активизируется, обостряется проблема свободы. Со словом «свобода» связывают то состояние, когда нет запретов, зависимости, связанности, когда как писал поэт «…оковы рухнут и, свобода нас примет радостно у входа…», и начнется новая жизнь, густо замешанная на свободе и справедливости. Каждый народ в большинстве своем, да и каждый нормальный человек мечтает прожить в условиях свободы и справедливости. Поэтому крупные перемены в жизни общества всегда массово встречают с надеждой на лучшее, хотя история свидетельствует почти постоянно о неизбежном разочаровании, а часто и об ухудшении жизни, о ностальгии о тех временах и тех возможностях, которые потеряли. История хороший мудрый учитель, но народ в массе своей почти всегда плохой, ленивый, равнодушный, инертный, медленно и туго соображающий ученик, легко поддающийся на лживые призывы авантюристов из уличной, майданной толпы, мечтающих из уличных вождей стать государственными чиновниками. И бедный тот народ, который допустил вчерашних уличных майданных крикунов к штурвалу государственной власти. Народ Украины за последние 27 лет, и в полном объеме, и в фактическом содержании, испытывает на себе эти мудрые уроки истории и «деятельность» бывших уличных крикунов, охлократических вождей, ставших у руля государства.
Итак, реформаторы в начале 90-х годов прошлого века пообещали народу свободу и благосостояние, какого он не знал и не мог знать при социализме. Что же из этого получилось? Пора подводить итоги и оценить результаты реформ.
Начнем с обещанной свободы в общепринятом понимании этого слова. Толковые словари говорят, что свобода это отсутствие политического и экономического гнета, отсутствие стеснений, ограничений в общественно-политической жизни общества, это отсутствие зависимости от кого-либо, возможность располагать собою по собственному усмотрению, возможность действовать в какой-либо области без ограничения, запретов, беспрепятственная возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
Философы, более углубленно анализируя понятие «свобода», традиционно рассматривают ее в соотношении с необходимостью, под которой понимается как окружающая человека природа, так же общественная среда, в которой живет человек. Место, время, социальные условия, в которых живет человек, обуславливают степень его свободы. Реальная свобода человека – это, прежде всего выбор альтернативных линий поведения. Свобода есть там, где есть выбор целей деятельности, средств, ведущих к достижению цели, поступков в определенной жизненной ситуации. Основанием выбора человека своего поведения является объективное существование спектра возможностей, определяемых действием законов и многообразием условий, в которых эти законы реализуют свое действие, в результате чего возможность переходит в действительность. Мера свободы человека, это мера выбора возможностей для своего поведения. Подлинная свобода реализуется тогда, когда есть необходимые социальные условия для всестороннего развития личности, когда не избранное богатое меньшинство, а все люди имеют беспрепятственный доступ к накопленному человеческому опыту, знаниям и духовным ценностям, получают возможность развивать заложенные в них способности и дарования.
Субъект свободы и ее носитель – личность. Вне связи с личностью, вне отношения к личности общественная свобода есть только потенциальная возможность. Вместе с тем, отдельный человек не может быть полностью независим от внешних условий как природных, так и общественных, а поэтому он обладает лишь относительной свободой. Следовательно, чем свободнее общество, в котором живет человек, тем свободнее и он сам. Освобождение коллектива, общества – есть условие освобождения человека. С другой стороны, чем более развита личность, тем большей свободы она требует от общества.
Так переход от феодального, сословного состояния общества к буржуазному, с его формальным равенством, демократией, политическими свободами был значительным достижением в утверждении личной свободы. Однако, путь к свободе человека на этом не заканчивается. Следующим шагом к свободе должно быть освобождение общества и личности от эксплуатации, от всех видов социального и духовного гнета.
Развитие личности – социальное, интеллектуальное, нравственное находится в прямой зависимости от возможностей предоставляемых обществом. Поэтому социально – экономический и политический строй, при котором живет личность, те материальные, социальные и культурные возможности, которыми пользуется личность и есть предпосылки ее всестороннего развития и проявления своих способностей, сущностных сил и человеческих качеств.
Итак, в конце 80-х начале 90-х годов прошлого века социалистические ценности, принципы и методы их реализации были подвергнуты жесткой критике и реформаторы – «демократы» предложили обществу свою идеологию реформ, которая не отличалась новизной, а была простой реставрацией капитализма в Украине.
почти 27 лет с начала реформ, стал ли гражданин Украины свободнее, материально и духовно обеспеченней, живет ли он в условиях справедливого общества и справедливой власти? Какие блага жизни дали реформы гражданину в сравнении с советским периодом, с условиями жизни развитых стран Запада и стран Латинской Америки, Азии, Африки. Ведь если дорога не ведет к храму, то надо менять направление, идти другим путем. Чтобы определиться тем ли путем мы идем, ведут ли нас реформаторы к благосостоянию, свободе и справедливости, давайте рассмотрим, как реализуются конституционные права и свободы граждан Украины. Конституция Украины принята самими реформаторами, так называемыми «либерал - демократами», они ею гордятся, они при власти уже 27 лет и обязаны нести ответственность за свои реформы. Обязаны обеспечить реализацию конституционных прав и свобод граждан в реальном масштабе. Не надо забывать, что мы живем не в государстве, которое сформировал народ Украины, не при государственной власти, которую народ избрал в процессе честного и свободного волеизъявления, а в государстве реформаторов, захвативших государственную власть в силу государственного переворота.
Прочитайте Декларацию о государственном суверенитете Украины принятую в 1990 году. Там государственный суверенитет провозглашала Украинская советская социалистическая республика. И все 10 разделов Декларации посвящены обоснованию и утверждению государственного суверенитета УССР. Реформаторы извратили этот исторический судьбоносный документ Украины. Стремясь к личному обогащению, они, не посоветовавшись с народом, убрали из названия государства Украина понятия «советская» и «социалистическая» тем самым открыв себе дорогу к приватизации, ограблению народа и собственному обогащению. Все, что было полезно для людей при социализме, реформаторы с тупым усердием варвара отбросили и уничтожили, считая, что все заменит слепая стихия рынка. И вот уже почти 27 лет слепые ведут слепых пытаясь сформировать новый жизненный уклад в Украине – а он не складывается, и Украина пребывает в постоянном системном кризисе. Это цена и форма свободы человека в теперешней Украине. Утвердив, вместо советской и социалистической, простое и скромное названия государства – республика Украина, реформаторы не стали церемониться с правами, и свободами граждан в плане их обеспечения. Реформаторы поступили с правами и свободами также просто и скромно – они их продекларировали, т.е. объявили, совершенно не заботясь о реализации и гарантиях этих прав граждан.
Взяв на вооружение либеральный лозунг свободы человека, реформаторы объявили, что каждый пусть думает сам за себя, а государство реформаторов умывает руки от проблем граждан. В результате, провозглашенные в Конституции Украины права граждан не только не принесли гражданам свободы, но стали средством порабощения.
Первым условием свободы является право на жизнь. И ст.27 Конституции Украины провозглашает: «Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь». А обязанность государства защищать жизнь человека. Совершенно правильная и необходимая декларация права на жизнь, как предпосылки свободы, но совершенно не реальная, пустая, а потому издевательски циничная. Ведь в Украине криминально – клановое государство, где убивают везде: на улицах крупных городов средь бела дня, на аэродромах, в подъездах, лифтах, квартирах, даже в зале суда. При таких условиях, о какой свободе человека можно говорить. Государство вместо того, чтобы защищать жизнь человека отменило смертную казнь за умышленное убийство и своей бездеятельностью, несостоятельностью поощряет криминал, способствует лишению жизни законопослушных граждан. Уже отмена смертной казни за умышленные убийства стоила жизни многим тысячам граждан Украины. Сегодня в Украине смертную казнь имеют право осуществлять только бандиты, а законопослушные граждане обречены ждать своей участи. Таково содержание свободы в толковании реформаторов – «демократов», провозгласивших конституционное право человека на жизнь без обеспечения его безопасности.
В 29-й статье Конституции Украины говорится, что каждому арестованному или задержанному должна быть предоставлена возможность с момента задержания пользоваться правовой помощью защитника. Это тоже предпосылка свободы человека, но доступна ли она гражданам Украины? Скажем так, для богатого меньшинства доступна, а для 70% граждан Украины практически не доступна. Ведь работники, получающие 4-5 тысяч гривен в месяц не могут позволить себе такую роскошь свободного человека, как нанять опытного адвоката. Для семьи это непредвиденные расходы, а если учесть, что люди выживают от зарплаты до зарплаты, то каждый защищает себя сам как может, что равно остаться беззащитным. Введенная в настоящее время бесплатная правовая помощь для малоимущих не решает вопроса в целом для миллионов граждан Украины, правовая защита остается дорогой возможностью, недоступной возможностью для большинства граждан Украины.
Для миллионов граждан Украины право на свободу и личную неприкосновенность остается пустой декларацией. Вот и гуляет в стране выбивание показаний, признание в несовершенных преступлениях, незаконные задержания и уголовные преследования правоохранительных органов от имени государства. Такова реальная свобода, потому что государство довело своих граждан до такой степени бедности, когда не до адвокатов, легче согласиться с требованиями обвинителей в чем угодно, чем себя защищать. Горечь этой свободы очевидна, но государство реформаторов не считает себя виноватым, используя фальшивый принцип, что каждый должен выживать сам, как может. Важнейшим условием свободы человека, предпосылкой самой возможности быть свободным является гарантия обеспечения и реализации социально – экономических прав человека.
Конституция провозгласила право граждан Украины на труд, на отдых, на социальную защиту, на жилище, на охрану здоровья, на достаточный жизненный уровень, на образование, на собственность и др.
Именно реализация этих конституционных прав делает человека не только социально защищенным, но и действительно независимым, свободным. Социально – экономические права не являются благотворительностью со стороны государства, а представляют собой фундаментальные основания свободы человека.
Продолжение статьи>>